Обряд сорок дней ребёнку у казахов

Обряд сорок дней ребёнку у казахов

Ребенок, появившись на свет является причиной радостного события родителей, в честь него устраивают праздник "Шилдехана" после ребёнка ждёт впереди много обрядов. Появившись на свет, мы приспосабливаемся к традициям наших предков. Из покон веков и в наше время есть обряд "сорок дней ребенку". В прошлой статье мы писали, что до сорока дней ребенка нельзя было показывать людям чтобы уберечь от сглаза. Члены семьи хоть и нянчились с ребенком, но в основном присмотр был за матерью и бабушкой. По истечении 40 дней ребенка каждый день купали в соленной и мыльной воде поочередно этот обряд называли "купание младенца". Если у женщины были трудные роды, то купанием занимались бабушка или другие женщины в семье.

Для казахов число "сорок" является священным. Считается если ребенку не проводить обряд сорок дней, то он будет слабым. В основном мальчикам проводят обряд до тридцати дней, чтобы был озорным, а девочкам после тридцати дней, чтобы была женственной. Название так и остается сорок дней. На сорок дней собирались родственники и женщины из аула. Мужчины не должны были присутствовать на этом обряде. Среди гостей выбирали трех уважаемых женщин. Одна стригла ногти, другая волосы, а третья купала малыша в сорок ложке воды. Кипяченую воду остужали, добавляли в неё сорок штук фасоли или же другие зерна и серебряные монеты. Если это девочка, то клали бусинки, а если мальчик то игральные кости (асыки). Для казахов считалось если добавить в воду серебро то вода очищается. Ребенка сажают и от головы начинают поливать этой водой сорок раз ложкой. С каждым поливанием произносят пожелание. Например: Пусть твой жизненный путь будет длинным, Пусть всегда оберегают души предков Ысты - Дулата, Пусть всегда хранят тебя предки Байдибека мать Домалак, Будь всегда красноречивым и оратором как Болтирик и Оразымбет, Будь справедливым как Динмухаммед, Будь достойным человеком своего народа и бестрашным как Бауыржан. В честь предков младенца тоже говорят хорошие пожелания. Женщина, купавшая ребенка забирает в качестве подарка таз и ковш, из которого купали ребенка. Тем женщинам которые стригли ногти и волосы ребенку готовили отдельные подарки. Остальным раздавали серебряные монеты и бусы.

Обряд сорок дней ребёнкуОбряд сорока дней состоит из своих ритуалов. Всем собравшимся раздавали сорок лепешек. Имеется обряд как "ит койлек". В первые дни ребенка одевали его в этот "иткойлек". Эту рубашку крестная мать специально шила для ребенка. В эту рубашку одевали ребенка, чтобы он не поцарапал ногтями лицо и эта рубашка была сшита специально так чтобы швы не давили на тело ребенка. После обряда сорока дней эту рубашку отдавали женщинам у которых не было детей либо тем кто не мог забеременеть в знак приметы. Если не было таких женщин, то в эту рубашку заворачивали курт творог или сладости и завязывали на шею собаке. А аульские дети догоняли собаку и угощались тем, что было завёрнуто в эту рубашку. Но такого нет в наше время, сейчас готовят специальные платки, в которые заворачивают сладости.
Наши предки особое значение придавали обычаям и традициям. Для них цифра "сорок" была священной. Считалось что в "сорок" дней купание в воде очищенной серебром, стригание ногтей и волос, одевание в
новую одежду является жизненным примером для ребенка. Хоть и время другое, хоть и люди изменились, но все же какое счастье, когда люди не забывают о таких традициях.

Пусть никогда не будет конца таким праздникам как: шилдехана, бесик той, тусау кесу, обрезание и пусть всегда льются рекой только хорошие пожелание в такие замечательные дни.

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz