Қалың мал - Традиция уплаты калыма за невесту

Қалың мал - Традиция уплаты калыма за невесту

Характерные только для каждого народа обычаи и традиции – это главное наследие предков для молодого поколения. Эти же традиции предают вкус и смысл жизни человека. У каждого есть своя значимость, свои чудеса. Это история, образовавшаяся годами, веками.

Богатство казахского народа различным традициям и обычаем показывает духовное богатство и просвещенность в культуре. При воспитании дочери и сына, необходимо отметить, что именно эти обычаи занимают особое место. По традиции следующему поколению передаются никому не свойственные качества казахского народа. С момента рождения, вплоть до взросления ребенка воспитывают казахскими убеждениями и традициями. Даже если дети одного дома, образуя семью, хотят жить отдельно, то все происходит согласно традициям. Выдать дочь замуж, стать сватами это как рано или поздно выполняемый договор. Каждый процесс бракосочетания состоит из нескольких этапов. И каждый из них производится в соответствии обычаям и приметам. Одно из них это обычай «қалың мал», который даёт семья жениха семье невесты.

«Қалың мал» это обычай нашего народа, сохранившейся до наших дней. «Қалың мал», который дают семье невесты это не плата за девушку. Каждая семья воспитывает дочь в заботе и нежности с момента рождения. Это подарок за труд родителей девушки. Калым за невесту

В основном,  это обряд, совершаемый после сватовство невесты. Сторона жениха дает «калым». В прошлом  его стоимость оценивалась рогатым скотом. Этот обычай имеет глубокий смысл. Испокон веков наши предки считали, что сторона невесты  растрачивается больше чем сторона жениха. Большинство затрат уходит на приданое девушки. Потому что, казахский народ ничего не жалел ради своей дочери. Поэтому, «қалың мал» дают, как подарок на возмещение всех затрат. Размер «калың мал»  устанавливался в зависимости от социального положения, места в обществе и состояния сватов. Обычно, две стороны советуются другс другом, и приходят к общему решению.

В современное время процесс выплаты «қалың мал» несколько изменился. Само название «қыз кәдесі», «ана сүті» произносится в каждом регионе по разному. В прошлом если малоимущие семьи давали 5-6 голов скота, то состоятельные, богатые семьи давали сотни, а то и тысячи лошадей. Это все делалось для того, чтобы показать свой статус, состояние в казахской степи. В наше время, зачастую его величина определяется в денежном виде, в зависимости от положения жениха. Размер «қалың мал» отличается в зависимости от области и региона. Также, на сумму калыма влияют образования невесты, её умения и навыки.

Теперь, проведем сравнение стоимости «қалың мал» в разных регионах. В Алматы и в Алматинской области не установлена конкретная цена. А в северных и западных регионах тем не менее, место происхождение невесты, ее образование влияет на «қалың мал». Дабы показать свою мощь и состояние, есть семьи, которые в качестве калыма дают несколько тысяч долларов. Все это назначается с обоюдного согласия сватов. В нашей столице, в городе Астана встречаются случаи, когда дарят в качестве калыма ключи от квартиры, либо машина. Размер «қалың мал» на юге разный. Наличие работы, образование девушки имеет большой смысл, и соответственно цена за «қалың мал» в разы увеличиваются. В этой местности часто встречаются случаи, когда сторона невесты сама определяет размер подарка, количество скота, и ювелирных изделий. Сторона жениха не идет против требований семьи девушки.  В Центральном Казахстане вместо калыма «май байлайды» (завязывают скот). То есть, после невесты дают лошадь накрытую ковром. Либо стоимость этой же лошади. В западных и северных регионах «қалың мал» не дают. Так как в этих местностях в приоритете проводить свадьбу с большим размахом.  Поэтому две стороны дарят друг другу ценные подарки. Самый главный подарок со стороны жениха это «ана сүті». Можно сказать, что это подарок вместо «қалың мал».  Кроме того, ранее дареная одежда, ценные подарки, сейчас заменились на бытовую технику. В частности, максимальная выплата калыма девушки  в Центральной и Южной области,  а в Восточной и Западной части выплата более сбалансированная.

Однако есть пути упрощения этой системы. Если жених не в состоянии выплатить «қалың мал», то с согласия девушки ее украдут.  Как бы то ни было, эти традиции и обычаи имеют большое значение. Мы должны знать только как использовать их с умом.

 

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz