Ашамайға мінгізу (Сажание ребенка в седло)

Ашамайға мінгізу (Сажание ребенка в седло)

В былые времена наш народ вел кочевой образ жизни. Ведь для кочевки на огромное расстояние обойтись без лошади было невозможно. Также ее использовали в военных целях. Наши предки раньше воевали исключительно на конях, так как конная армия до появление военной техники была самой сильной. Поэтому наш народ ставил коня выше остальных домашних животных. Также казахи пьют лошадиное молоко (кумыс), едят лошадиное мясо, иногда используют в качестве средства для передвижения. Лошадь для нас является самым полезным домашним животным. Ее польза актуальна и по сей день. Поэтому наши предки учили своих детей ездить верхом на лошади с самого детства. Конечно дети не сразу осваивали это ремесло. Поэтому казахи использовали свои традиционные методы. Были специальные обряды, для обучения езды на лошади. Одним из таких обрядов является «ашамайға мінгізу» (Сажание ребенка на седло). Ашамай - это специальное безопасное седло, которое сделано для мальчика. Ашамай имеет два седельных лука, две боковые части, проем и стремя. Это седло делали мастера по специальному заказу. Для этого обряда выбирали спокойного коня. В основном такими конями являются тайи (полуторогодовалый конь). Поэтому в основном детей сажали именно на полуторогодовалых коней. Этот обряд является торжественным. На этот обряд собирался весь ауыл. Авторитетные и богатые родители устраивали той, скачки, звали многих людей. Мальчика сажали на лошадь в торжественной обстановке. Люди старшего поколения давали мальчику благословление, говорили разные пожелания. Женщины делали шашу (осыпали мальчика конфетами, сладостями). Родственники мальчика дарили ему различные подарки. Затем мальчик в сопровождении человека, который его сажал на лошадь ходил в соседний ауыл. Там его тоже поздравляли, благословляли, дарили ему одежду, деньги, драгоценные вещи и т.д. Он ходил по домам до тех пор, пока не уставал. Если уставал, то возвращался домой на лошади, с большим грузом подарков. Далее дарили подарки тем, кто делал бата мальчику, и тому, кто сопровождал его. На этом торжество заканчивалось. После этого он постепенно учился ездить на лошади, без специального седла.

Раньше мужчины основную часть времени проводили в седле. Поэтому этой традиции уделялось огромное внимание. Потому эта традиция учит ездить на коне, быть самостоятельным, мужественным. Если мужчина не ездил на лошади, то его высмеивали. Поэтому проведение этой традиции, является обязательным делом для родителей ребенка. Сейчас эту традицию если проводят, то только в сельской местности. Потому что в городах, лошадь давно перестала быть средством для передвижения. Если раньше мы проводили основную часть нашего времени в седле, то сейчас мы проводим время в основном в машине, автобусах, самолетах и др. транспортных средствах. Поэтому этот обряд потерял свою актуальность.

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz