«Шоу-бизнес» или «той-бизнес»?

«Шоу-бизнес» или «той-бизнес»?

«Шоу-бизнес» или «той-бизнес»?

Где у казахского народа проходит граница между тоем и шоу? В обществе ведутся непрестанные споры о высказывании, что «у казахов – не шоу-бизнес, а «той-бизнес». Одни считают, что звезды путают шоу-бизнес с «той-бизнесом», другие убеждены, что именно казахи являются основоположниками шоу-бизнеса как явления. По этому поводу портал «TOi BiZNES» представляет мнения специалистов в разных сферах деятельности.

Айгерим Сапарбеккызы, филолог-лингвист, преподаватель «Назарбаев Университета»:- Слово «шоу» на английском языке означает «показ», «постановка» - то есть, по сути, это постановочное мероприятие развлекательного формата, предназначенное для широкой публики. В понимании казахского народа это соответствует смыслу слова «той».

Ерлан ТОЛЕУТАЙ, искусствовед-этнограф - В прошлом, тою отводилось серьезное социальное и общественное значение. Знаете ли вы, что наши предки проводили самые настоящие шоу, собирая на праздники народ, приглашая талантливейших певцов, поэтов, музыкантов, которые выступали целыми сутками, завораживая слушателей и удерживая их внимание?! Помимо угощения, организовывались скачки, борьба, и многие другие развлечения; на такие празднества собирались люди со всех концов казахской степи. Просто в те времена не было современного слова «шоу». Эти празднества в разы превосходили то, что мы сейчас пониманием под словом «шоу». Если говорить о слове «шоу» с филологической точки зрения, то самыми настоящими шоуменами были наши предки. И их понимание тоя, как праздника, было гораздо выше нынешней концепции, когда люди просто идут в ресторан, говорят пожелания-тосты, угощаются, оставляют конверт с «подарком» и уходят. Для казахского народа, смысл слова «той»  - праздник с глубоким духовным значением. Такие жанры как сказание-жыр или благое пожелание-бата берут начало именно от этого.

Для казахов слово «той» было знаком наслаждения красотой. Во время тоев выявлялись умнейшие, красивейшие, достойнейшие и искусснейшие из людей, им отдавали почести и благословения; люди слушали новые песни, яркие мелодии, которые затем распространялись среди всего народа. Празднества были значительными общественными событиями, наполняющими духовную сокровищницу народа. Описанное в литературе пиршество в честь Сагыная собрало чуть ли не весь казахский народ и было повсеместно прославлено. Именно такими были наши тои. Есть поговорка: «идешь на той – иди сытым». Ее настоящее значение в том, что на той надо идти за духовной пищей, чтобы обрести то, чего не хватает в душе. А во что превратился той в нынешние времена? Это и не той, и не шоу. Это все – шоу духовно деградирующего поколения. Мы сейчас видим именно такие тои и такие шоу. Они не дают душевного тепла, а, наоборот, повергают в уныние. Обидно то, что много наших людей гордится такими шоу и такими тоями, считает, что так и должно быть. Искусство обладает большим значением, к нему тоже применимы понятия «благости» и «греха». Именно искусство должно возвеличивать человечество. Современные казахские шоу и тои – уже неисправимы. Их главные черты – два десятка «дежурных» чапанов, двадцать поэтов-писателей, двадцать «эстрадников-фанерщиков» и около десятка поэтов-айтыскеров. Это нельзя назвать ни тоем, ни шоу!

Алуа Конарова, продюсер: - Я не согласна с мнением лингвиста, переводящего слово «шоу» как «той». Шоу – это сценическая постановка, с отработанной хореографией, с участием оркестра, с декорациями, с мощным звуком и световыми эффектами, с театрализованным выступлением артистов «вживую». Зрители и слушатели – аудитория шоу - оценивают творчество артистов.

Той – это праздник. Люди развлекаются, угощаются, зачастую выпивают. На таких праздниках исполняются легкие, необязательные песни. Для тех, кто пришел развлекаться – все равно, кто выступает на сцене, для них имеет значение  - потанцевать под легкую музыку.

Артистов создающих качественную музыкальную продукцию с серьезными денежными затратами приглашают на праздник, чтобы показать уровень хозяев тоя. Обычно под такую музыку никто не танцует, а если и танцуют, артисты на это косо смотрят. Выпившие в этом не разбираются, им можно поставить любую музыку с любого диска – лишь бы она была ритмичная и танцевальная.

Раньше казахские тои проводились по-другому. Можно отметить, что на них не распивали спиртные напитки – пили кумыс и шубат. Тои проходили интересно и весело, исполнялись традиционные и народные песни. На тое непеременно организовывался айтыс – экспромт-состязание поэтов. Это все исчезло. В этом соглашусь с мнением этнографа – настоящий казахский той давно утрачен.

А вот с мнением, что шоу-бизнеса нет, я не согласна. Извините, если его нет, чем тогда я занимаюсь уже 15 лет? Мои артисты редко выступают на тоях, и тщательно выбирают, на каких тоях выступать. В основном они работают перед большой аудиторией, в том числе за рубежом.

В отношении повышения чувства вкуса у народа можно сказать следующее. В нынешней ситуации, когда по центральным каналам, вместе с произведениями отличных авторов и исполнителей, на тех же пправах выпускаются легкие произведения низкого качества, предназначенные для тоев – невозможно улучшить у народа вкус к шоу. Пока не начнут работать художественные советы, пока каналы не перестанут гонаться за рейтингом и не начнут придавать значение качеству, невозможно говорить о расширении диапазона произведений и воспитании чувства вкуса у народы! Это мое субъективное мнение!

Ернат Ыскак, поэт, тамада: - Я не понимаю тех, кто разделяет современный шоу-бизнес и «той-бизнес». Это как если бы одни называли число - «сорок», а другие – «четыре десятка». Тех, кто специально принижает значение казахского слова «той», и гонится за модным словом «шоу», я бы попросил привести пример из числа представителей мирового шоу-бизнеса. Например, если Дженифер Лопес считается принцессой шоу-бизнеса, я бы ее назвал принцессой той-бизнеса. Потому что и она ведь выступает на тоях, за определенный гонорар. Более того, она уже приезжала и выступала на некоторых казахских тоях. Поэтому, чем излишне акцентироваться на соловах «шоу-бизнес», стоит постараться более глубоко осознать понятие «той». Кроме того, те, кто сейчас занимается «шоу-бизнесом», начинали с тоев, и сейчас ими не пренебрегают.

Я не говорю, что не стоит выходить за рамки тоя. Да, соглашусь, есть посредственные музыканты, ориентирующиеся только на аудиторию тоев. Но помимо них, есть множество музыкантов, создающих качественные произведения и признанных на мировом уровне. Если на тоях будет звучать такая качественная музыка –  что в этом плохого? Как раз наоборот, это даст возможность воспитания у народа вкуса, чтобы люди могли различать качественные и некачественные произведения. Качественная продукция найдет свою аудиторию.